Биатлон главная
Главная
Календарь
Календарь
Результаты
Составы
Зачеты
Общий зачет

Великий "нечемпион"

Стирлинг Мосс

Он много раз становился вице-чемпионом, но что то все время ему мешало быть первым.

«Если господь хотел чтобы мы ходили, то зачем он дал нам ноги, которые могут нажимать на педали?» - Стирлинг Мосс

Если спросить у любого знатока Формулы-1: «Кто входит в число лучших пилотов за всю ее историю?» - то вместе с многократными обладателями титула, мы услышим фамилию Мосс, которая вообще не значится в списке чемпионов мира. Почему, спустя полвека люди помнят и любят человека, который никогда не поднимался на высшую ступень и записал свою фамилию лишь в список «вторых»?

Итак, Стирлинг Кроуфорд Мосс родился 17 сентября 1929 года в Западном Кенсингтоне, Лондон (Великобритания). Его отец – Альфред Мосс был стоматологом и увлекался автоспортом. Он неоднократно принимал участие в различных гонках и был одним из основателей BRP (British Racing Partnership). Мать Стирлинга занималась гонками по пересеченной местности. Сестра Мосса - Пэт была раллисткой. Сам Стирлинг сел за руль в 9 лет. Его первым автомобилем был старый Austin Seven, доставшийся ему от отца.

Свою гоночную карьеру Стирлинг Мосс начал в 1948 году. Принимал участие в горной гонке на Cooper JAP. В 1949 году с успехом гонялся в Формуле-3, а в следующем году получил приглашение выступать в Формуле-2 на HWM. В том же пятидесятом году выиграл гонку Tourist Trophy на Jaguar.

В Формуле-1 Мосс дебютировал в 1951 году на Гран-При Швейцарии за команду HWM. Благодаря уверенному дебюту он подписал контракт с командой Ferrari. Но на первом же Гран-при Стирлинга «попросили» уступить автомобиль итальянцу Пьеро Таруффи, из-за чего англичанин посчитал себя оскорбленным и покинул итальянскую конюшню. Второй год подряд выиграл гонку Tourist Trophy на Jaguar C. В период 1952-1953 гг. выступал в Формуле-1 за команды: ERA, Connaught и Cooper, но показывать высокие результаты на таких автомобилях было практически невозможно.

В 1954 году Стирлинг купил Maserati 250F, и сразу же финишировал на подиуме в Бельгии (3-е место), заработав первые 4 очка в своей карьере. В том же году он получил приглашение от заводской команды Maserati, но достойно бороться мешали постоянные механические проблемы. При этом он произвел впечатление на боссов команды Mercedes-Benz и уже в следующем году пересел на W196, став напарником аргентинца – Хуана-Мануэля Фанхио.

Mercedes-Benz был вне конкуренции, а пилоты немецкой конюшни доминировали в чемпионате 1955 года. Фанхио в 3-й раз завоевал звание чемпиона мира, а Мосс стал вице-чемпионом. Интересный случай произошел на Гран-При Великобритании, когда Мосс выиграл с отрывом от Фанхио в 0,2 секунды. Англичанин посчитал, что Фанхио имевший уже достаточное количество очков, для того чтобы стать чемпионом, специально уступил ему победу, и во время награждения настоял, чтобы победный венок был надет на шею аргентинца. В этом же году на Mercedes-Benz 300SLR Стирлинг вместе с Денисом Дженкинсоном одержал победу в итальянской дорожной гонке Mille Miglia с рекордной скоростью, которую так никто и не побил. Продолжая великолепные выступления за рулем 300SLR, Мосс и Фанхио вместе надеялись выиграть гонку 24 часа Ле-Мана. Их темп позволял бороться за победу, но ужасная авария Пьера Левега на другом Mercedes, унесшая много жизней, вынудила организаторов прекратить гонку. А осенью Мосс вместе с Петером Коллинзом выиграл гонку Targa Florio у напарников по «Серебряным Стрелам» Фанхио и Карла Кинга.
В 1956 году с уходом из Формулы-1 Mercedes-Benz Мосс перешел в Maserati. Снова его основным соперником стал Фанхио теперь на Ferrari. Однако, завоевать титул чемпиона англичанину помешали многочисленные отказы техники и очень серьезный соперник в лице аргентинского чемпиона. В итоге – вновь второе место в чемпионате.

В следующем году Стирлинг начал выступать за английскую команду Vanwall. Сезон сложился неудачно, но на Гран-При Великобритании он сумел подняться на верхнюю ступень подиума. Впервые в истории английский автомобиль с англичанином за рулем выиграл, вдобавок на своей домашней трассе. Мосс первенствовал также в Пескаре и Монце, но опять был вынужден довольствоваться вторым местом в чемпионате вслед за Фанхио, перешедшим в Maserati. В этом же году Мосс установил мировой рекорд скорости в 395 км/ч. Эта невероятная по тем временам скорость была поставлена на соляном озере Бонневиль в штате Юта (США), всего лишь на 290 сильном двигателе объемом, не превышающим 1500 куб. см. MG EX181– вот как называлось это чудо технической мыли середины двадцатого века.

В 1958 году Фанхио участвовал лишь в двух Гран-При, и Мосс стал главным кандидатом на чемпионский титул. Однако, из-за своего честного характера и благородства, уступил титул Майку Хоторну. На Гран-При Португалии Хоторн на последнем круге шел на второй позиции, но, не зная об этом, атаковал на пределе и совершил ошибку, в результате чего заглох мотор на его Ferrari. Для того чтобы завести свой болид Хоторн проехал немного вниз по тротуару – против направления движения. За такой поступок Майка хотели дисквалифицировать, но за него заступился Стирлинг, в результате чего в четвертый раз подряд стал вице-чемпионом.

В следующем сезоне Мосс одержал две победы на Cooper и финишировал вторым на BRM, став по итогам сезона третьим. Выступить лучше англичанину не позволял постоянный поиск нужного автомобиля. А в 1960 году во время квалификации в Бельгии на его Lotus отказало рулевое управление. Результат – перелом обеих ног и два месяца без гонок. Но Мосс вернулся и одержал победу на Гран-При США. В итоге – третье место в чемпионате.

В 1961 году Моссу на Lotus было сложно бороться с пилотами Ferrari, и, несмотря на победы на Гран-При Монако и Германии, вновь третий результат в чемпионате.Этот год оказался последним для Мосса в Формуле-1, так как в 1962 году на внезачетной гонке в Гудвуде он попал в аварию и получил серьезную травму головы. Восстановление шло медленно, и он полгода провел на больничной койке. Через год англичанин пытался вернуться, но на тестах его страхи подтвердились – рефлексы ослабли. Стирлинг принял мудрое решение и покинул мир больших призов.

Накануне 2000 года в 70 лет Моссу был присвоен титул рыцаря, как подтверждение высокого духа великого пилота

Но и после завершения гоночной карьеры Стирлинг Мосс остался в сердцах болельщиков как пример доблести, чести и мужества. Ведь в 1958 году именно его честность не позволила ему стать чемпионом – Стирлинг не представлял себе борьбу вне трассы и победу благодаря дисквалификации соперника. Также примечателен Гран-При Великобритании 1956 года, где Мосс долгое время лидировал, однако сошел незадолго до финиша из-за проблем с задним мостом на его Maserati, перед этим пропустив Фанхио. Но после окончания гонки он подошел и поздравил Фанхио, причем радость на его лице была такая, словно он сам выиграл гонку и чемпионат 1956 года.

Когда гонщик становится великим? Думаю, это время наступает в тот момент, когда его имя становится нарицательным. В Великобритании в эпоху побед Мосса его имя стало таковым, и всех, кто любил быструю езду, называли – Стирлингом Моссом. Был даже такой курьезный случай, когда Мосса остановил инспектор за превышение скорости и спросил: «Уж не считаешь ли ты себя Стирлингом Моссом?». На что англичанин ответил – ДА, показав свои документы. Отвечая на вопрос о лучшем гонщике последних лет, Мосс назвал имя Айртона Сенны и добавил: «Конечно, многие люди сказали бы Михаэль Шумахер, но для меня он просто не был столь же хорош, как Айртон Сенна!». Видимо, Мосс считает, что количество титулов это не главный показатель мастерства гонщика и проводит какую то параллель с собой. Думаю, с ним можно согласиться.

Поделитесь в социальных сетях:


Гран-при Мексики 2019

О трассе | Трансляции

25/10/2019 - 18:00 - 1-я практика

25/10/2019 - 22:00 - 2-я практика

26/10/2019 - 18:00 - 3-я практика

26/10/2019 - 21:00 - Квалификация

27/10/2019 - 21:10 - Гонка

# Имя Team Очки
1 GBR Л. Хэмильтон MER 338
2 Финляндия В. Боттас MER 274
3 Монако Ш. Леклер FER 221
4 Нидерланды М. Ферстапен RBR 212
5 Германия С. Феттель FER 212
6 Испания К. Саинс MCL 76
7 Франция П. Гасли TOR 73
8 Тайланд А. Элбон RBR 64
9 Австралия Д. Рикьярдо REN 42
10 Германия Н. Хюлкенберг REN 35
11 Великобритания Л. Норрис MCL 35
12 Мексика С. Перес RAC 35
13 Россия Д. Квят TOR 33
14 Финляндия К. Райкконен ALF 31
15 Дания К. Магнуссен HAA 20
16 Канада Л. Стролл RAC 19
17 Франция Р. Грожан HAA 8
18 Италия А. Джовинацци ALF 4
19 Польша Р. Кубица WIL 1
20 Великобритания Д. Рассел WIL 0

Бельгия'2008

News image

В квалификации McLaren и Ferrari заняли первые два ряда...

Франция'1968

News image

Сегодня мы посетим еще одну "древнюю" по сегодняшним меркам...

Япония'1990

News image

    Третий год подряд Сузука давала двоим людям удивительный...

Франция'54

News image

Хуан-Мануэль Фанхио всегда точно выбирал момент для перехода в...

100%
-
+
3
Show options

Даллас

News image

В 1982-м году впервые и единственный в истории Формулы-1...

Великобритания'1987

News image

На Гран-При Великобритании лидером чемпионата приехал Айртон Сенна. Но...

Интерлагос - трасса имени Карлуша Паче

News image

В данной конфигурации трасса Интерлагос появилась в Формуле-1 в...

Бельгия'1961

News image

    Не часто увидишь нечто подобное. Благодаря новому регламенту,...

100%
-
+
4
Show options